Страна ржавых трамваев и вонючих автобусов.

Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост про советский транспорт, причём разберём мы его не с точки зрения каких-то там отдельных трамваев и автобусов (чем любят заниматься всякие метрофанаты и трамваефанаты), а как социальное явление в целом. Которое, скажу сразу, было таким же убогим, как и "бесплатные" советские квартиры и всё остальное социалистическое.

"А вы помните тёплые ламповые трамваи из нашего детства!" — восклицают фанаты СССР, вспоминая о тех временах. "Зашёл в трамвай, сел бабушке на колени, смотришь в окно, ешь лучшее в мире мороженое и радуешься жизни! А сейчас что — за ипотеку плати, жене денег давай, на работу ходи, за детьми смотри — не жизнь а каторга. Верните мне мой СССР!

". Я конечно несколько утрирую, но в целом все воспоминания о "ламповом советском транспорте" звучат именно так — на самом же деле в нём не было ничего хорошего, и в сегодняшнем посте я вам это наглядно продемонстрирую.

Итак, в сегодняшнем посте — обсуждаем убогий советский общественный транспорт. 


Из истории советского общественного транспорта.



Большевики любят рассказывать сказки о том, что вот мол только после революции наконец-то началось развитие общественного транспорта, а раньше все жили как в каменном веке — таскали пушнину из леса на санях-волокушах. На самом деле это всё сплошные советские мифы — общественный транспорт в городах начал развиваться задолго до октябрьского переворота — скажем, в белорусском городе Витебске трамвай был открыт в 1898 году, почти за 20 лет до переворота, и это был полноценный электрический трамвай, а не конка.

После 1917 года большевики реквизировали бывшие царские заводы по производству электрического и автомобильного транспорта (например, АМО), и начали рассказывать, какой замечательный "советский транспорт" там выпускается. При этом сами сети городского общественного транспорта развивались медленно и неравномерно — главным образом, решались задачи, как бы побыстрее да подешевле доставить рабочие массы до завода и отвезти их обратно — а про удобство никто не думал.

Собственно, вот такое положение вещей и сохранялось все советские годы. Добавьте к этому практически полное отсутствие личного транспорта (его могли себе позволить очень немногие жители СССР), и вы поймёте, почему совковый общественный транспорт был таким некачественным, вечно переполненным и в целом крайне убогим.

В стране ржавых трамваев и вонючих автобусов.



Убожество советского транспорта проявлялось во всём — начиная от точности работы маршрутов и заканчивая качеством подвижного состава. И дело тут вовсе не во времени создания, посмотрите на любой старый немецкий или швейцарский трамвай тех же эпохи — сделанный в шестидесятые годы, он и сейчас продолжает выглядеть стильно и удобно. Ну да, окошки чуть меньше, чем в современных, ну да — не низкопольный, но в целом всё сделано очень качественно, и что называется "для людей".

Совковый же транспорт был убогим уже изначально, даже в первые годы своей эксплуатации. Автобусы "ЛАЗ" были невероятно вонючими, так как из-за нерподуманной системы тяги выхлоп затягивался в салон через задние двери, из-за чего "ЛАЗы" прозвали "газенвагенами" — поездка в таком автобусе могла отразиться сильной головной болью на весь оставшийся день. В междугороднем же "ЛАЗе" заднее мягкое сидение невероятно нагревалось от рабочего двигателя, из-за чего в летнее время задняя часть салона превращалась в камеру пыток.

Советские троллейбусы из-за плохо продуманной системы изоляции могли убить током — для этого было достаточно в мокрую погоду стоять одной ногой на земле, а другую поставить на ступеньку троллейбуса — разряд с плохо изолированного корпуса уходил в землю и убивал человека. Именно поэтому за многими советскими троллейбусами сзади таскалась металлическая цепочка — она должна была служить чем-то вроде заземления.

02.jpg

Городские автобусы были не лучше. Однрой из самых распространённых моделей советских городских автобусов был ЛиАЗ-677, который видимо придумал какой-то изощрённый инквизитор — машина имела всего 25 сидячих мест при общей расчетной вместимости в 110 человек, но при этом в автобус легко набивалось до 250 человек, которые в час пик буквально висели друг у друга на головах — только на маленькой задней площадке со ступеньками могло находится человек десять. Когда такой перегруженный автобус ехал в гору — то казалось, что он вот-вот не выдержит, от натуги треснет и  покатится обратно до самого автобусного парка. Жрало сие чудо 45 литров топлива на 100 километров пути.

Трамваи тоже были "хороши" — например в Минске ходили совковые трамваи RVR, которые имели крайне неудобные высокие ступеньки и в целом были сделаны из рук вон плохо — во время движения шатались и скрипели, как кибитка, под полом трамвая часто что-то громко бухало, а в стеклянные светильники протекала дождевая вода, после чего там весело болталась, демонстрируя пассажирам утопленных комаров. Время от времени трамваи горели, обычно процесс начинался с задней площадки — салон начинал наполняться живительным дымом с запахом горелого сцепления, после чего задние пассажиры криками объявляли пожарную тревогу и эвакуацию.

В общем, подводя итог этого раздела, скажу — совковый транспорт был ужасным и низкокачественным. Также он был постоянно переполненным, но об этом ниже.

Страна, где всем на всё плевать.



Перед тем, как перейти к рассказу о трамвайных сканадалах и драках, скажу несколько слов об отношении советских граждан к транспорту. Как и в остальных сферах советской жизни — граждане не знали, какая часть их налогов идёт на общественный транспорт и не ощущали, что это всё делается на их собственные деньги. Отношение было соответственным — "всё кругом колхозное, всё кругом ничьё". Точнее — всё кругом государственное.

Из государственного трамвая не считалось зазорным украсть светильник — их часто воровали из старых моделей вагонов, где все крепления были ещё открытыми и легко разбирались. Когда появились кожаные сидения — то из них вырезали и крали огромные куски кожи. Причём это была не кожа, а какой-то дешевый дерматин — крали и его, в совковых трамваях сидения и диваны вечно были заштопаны и перештопаны заплатками. Эмаль на сидениях и стенах всегда была исцарапана всеразличными надписями или просто исчирикана линиями и завитушками — это тоже считалось нормой.

Примерно также относились к транспорту и пассажирам и водители —  вагон трамвая или автобус был как бы "ничьим", водитель часто вёл машину очень грубо, с наплевательским отношениям и к машине, и к пассажирам.

В этом разделе надо также отдельно сказать и про чисто совковые "лайфхаки" с талончиками, которые происходили, во-первых, от советской нищеты, а во-вторых — всё от того же наплевательского отношения. Фанаты СССР часто любят приводить в пример трамвайные таблички из шестидесятых годов — "совесть лучший контролёр" — тогда работала система, когда ты бросаешь монетку в автомат и отматываешь себе талончик от ленты. "Ах какое было время и люди" — вскрикивают фанаты СССР, никто даже талончики не крал!



На самом деле талончики крали, да ещё как, причём крали не только талончики, но и деньги. Делалось это просто — достаточно было встать в час пик у автомата и принимать деньги у всех желающих купить талончик, якобы "помогая" им. При этом в автомат опускалась только часть денег (остальная часть опускалась себе в карман), а талончиков отматывалось сколько угодно — за одну такую поездку можно было набрать не менее рубля мелочью. Систему, кстати, быстро прикрыли — на неё жаловались кондукторы, которые покрывали недостачу из собственного кармана.

Были и другие лайфхаки — один из них назывался "книжечка". Суть его заключалась в том, что пассажир в специальный блокнот собирал прокомпостированные талончики, помечая на каждой странице номер маршрута и вагона. Затем, при входе в тот же вагон того же маршрута, можно было не компостировать новый талончик, а достать старый — так как компостеры были теми же, с тем же рисунком.

Ещё один совковый лайфхак назывался "утюг" — это когда с помощью специально отработанного навыка талончик не пробивался до конца, а как бы проминался компостером. Контролёры считали такие талончики пробитыми, но после его можно было дома проглатить утюгом и получить снова новый талончик. А многие просто брали пробитые талончики из оргалитовой урны с надписью "Для использованных билетов".

«Хамло трамвайное», давки и драки.



Помимо низкого качества подвижного состава, а также помимо наплевательского отношения пассажиров (о чём мы поговорили в предыдущих разделах), совковый транспорт отличался также и чрезвычайно напряжённой обстановкой, приближённой к боевой. Поездка на общественном транспорте в час пик требовала специальной подготовки и железных нервов.

Начиналось всё уже на самой остановке — где пассажиры толпой ожидали подъезжающий транспорт и в качестве разминки могли уже поругиваться и попихивать друг друга локтями, разогреваясь перед главным сражением. Первый этап сражения разворачивался при посадке в транспорт — толпа шла на приступ подъехавшего автобуса с угрюмым молчаливым упорством расталкивая друг друга. Иногда на вытянутых руках ввысь над толпой вдруг взмывала какая-нибудь ценная вещь, вроде красного знамени сетки со спиртным — которую таким образом старались уберечь напирающей со всех сторон толпы.

После того, как автобус набивался до отказа, водитель часто говорил в микрофон — "пока двери не закроются, автобус никуда не поедет!" — имея в виду стоящих на подножке граждан, зависших между планетой и автобусом. В ответ на это стоящие на подножке пассажиры вопили — "в середине свободно, пройдите туда!" "Середина" была неким мифическим местом, где всегда свободно и много воздуха и света (вроде коммунизма). При этом стоящие в этой самой "середине" граждане чувствовали себя как-то спокойнее, чем те, что были с краёв — их уж точно никто не выпихнет из салона до конца поездки. Сегодня фортуна улыбнулась им.

Толпа напирала ещё, двери со скрипом закрывались, и повозка кое-как трогалась. Во время движения часть пассажиров часто стояла на одной ноге — другую попросту некуда было поставить. Летом в таком переполненном автобусе было совершенно нечем дышать — к переполненному салону добавьте также функцию "газенваген", а также и внезапно включающуюся печку —  в советских автобусах это происходило в рандомном порядке, неожиданно. Окна и люк при этом откывать было нельзя — при малейшей попытке открыть люк раздавался крик "нам тут под люком дует!", после чего из толпы высовывалась рука, раздавался голос "там этим подлюкам дует" — и люк со страшным грохотом захлопывался.



Драка могла начаться с вполне невинной просьбы о передаче талончика — в таком переполненном салоне уже одна такая просьба могла быть расценена как издевка. Ещё одним поводом могла стать оддавленная нога или какие-нибудь продукты из авоськи — часто потасовка начиналась вскоре после фразы "посмотрите, что вы сделали с моими яйцами!". В общем — конфликты и драки в советском траспорте были далеко не редкими. Что интересно — пассажиры далеко не всегда старались разнять дерущихся, а часто разбивались на "группы поддержки" и подначивали конфликт — тем самым, видимо, как-то скрашивая общую скуку и серость поездки. Милицией драки трамвайных хамов заканчивались разве что в исключительных случаях — обычно немного помятые драчуны просто расходились в разные стороны.

Выход в час-пик на своей остановке требовал отдельного умения — если вы стояли у дверей, а не в заветной "середине", то сплоченные трудовые массы чаще всего выметали вас из салона на всяких крупных пересадочных остановках, вроде станций метро. Оказавшись на улице — можно было легко не досчитаться одной или нескольких пуговиц пиджака — в такой давке они попросту отрывались, также рвалась и другая одежда — я знаю случай, когда из советского автобуса толпа вынесла девушку, а вслед за ней кто-то с великим презрением выбросил её юбку. Иногда можно было недосчитаться не только пуговиц, но и кошелька либо монетницы — карманники в советских трамваях и автобусах были весьма распространенным явлением.



Вместо эпилога.

Подводя итог всему написанному, можно сказать так — советский транспорт был отличным отражением социалистчиеской системы — при которой люди не чувствуют себя хозяевами собственности, ничего не спрашивают у государства, а только молча бьются за ограниченные ресурсы — будь то "бесплатная" квартира или место в трамвае...


Такие дела.

А вы помните советский транспорт и какие-нибудь истории, связанные с ним? Что вообще обо всём этом думаете?

Напишите в комментариях, интересно)

maxim_nm

 

ПэЭс: в моем детстве газенвагенами Икарусы звались)

Источник ➝

Голосование по Конституции предложили провести в новом формате

Законодательное собрание. Челябинск, конституция российской федерации

Дата голосования пока не определенаФото: Вадим Ахметов © URA.RU

Ситуация с распространением коронавируса в России уже позволяет провести всенародное голосование по поправкам в Конституцию, считают российские политологи и общественники. Однако ради безопасности жителей досрочную часть референдума стоит продлить с трех до семи дней, сказал член Общественной палаты РФ Максим Григорьев на круглом столе «Экспертного института социальных исследований».

«В наших нормах предусмотрена возможность многодневного голосования до семи дней.

Это обеспечит защиту граждан и их дистанцирование — можно сделать так, чтобы на избирательных участках количество людей было небольшим», — сообщил Григорьев. Также спикер предложил организовать избирательные участки на открытом воздухе, снабдить членов комиссии и наблюдателей средствами защиты, при голосовании на дому обеспечить бесконтактный способ передачи документов.

Учитывая, что регионы начали снимать меры изоляции граждан, организовать референдум возможно даже в ближайший месяц, заявил директор «Международного института новейших государств» Алексей Мартынов. «Думаю, что после таких испытаний явка будет даже выше. В обществе накопилась много обратной связи, в том числе по негативным и позитивным моментам, которые мы переживаем последние два месяца, — считает Мартынов. — Людям хочется выйти на улицу и проголосовать. А вопрос безопасности — сугубо организационный».

Григорьев отметил, что в ряде стран Европы на лето уже запланированы выборы различных уровней. К примеру, во Франции второй тур муниципальных выборов пройдет 28 июня. Президент ассоциации «Русская община Франции» Андрей Гульцев сообщил, что для минимизации рисков заражения в стране будет предусмотрено голосование по доверенности. В России избирательное законодательство тоже пережило изменения — с 23 мая появилась возможность онлайн-голосования. Но заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов сообщил, что пока такой формат планируется применять только в Москве.

Анна Кузнецова в седьмой раз стала мамой

Фото РИА Новости

Уполномоченный по правам ребёнка в России родила сына.

Об этом сообщили РИА Новости в пресс-службе омбудсмена. Также информация появилась на странице Кузнецовой в Instagram.

«Вот это и случилось. Сегодня Новый Человек родился в этот мир, а в нашей семье теперь семеро детей, пятеро сыновей, а у моих родителей — теперь десять внуков. И это моя очень простая арифметика счастья», — написала Кузнецова.

Картина дня

))}
Loading...
наверх