Ужасы СССР на запрещённых картинах

01.jpg

Так, друзья, сегодня будет интересный пост про невероятно крутые работы художника Василия Шульженко, на которых в гротескной форме изображена жизнь в СССР — в основном, в период шестидесятых-восьмидесятых годов. Думаю, вы неоднократно видели эти картины на просторах интернета, но скорее всего ничего не знали об авторе — и вот в сегодняшнем посте я собрал все наиболее известные картины художника.

Несколько слов об авторе. Василий Шульженко родился в Москве в 1949 году. В 1973 году художник окончил Московский полиграфический институт, стал членом Союза художников в 1978 году.

Стиль художника определяют как "свободная фантазия" — он вобрал в себя многие стили XX века, от сюрреализма до соцреализма. Разумеется, большинство своих работ, посвященных СССР, художник нарисовал уже после конца советской власти — в СССР за такие картины можно было угодить в тюрьму или в сумасшедший дом.

Итак, в сегодняшнем посте — страшный СССР на картинах художника Василия Шульженко. 


1. "Ленин и крестьяне". Пожалуй, одна их самых известных работ Василия, на которой изображено общение Ленина с "народом". Ленин на ней предстаёт не в образе "доброго дедушки", а в виде какого-то жуткого существа-зомби. Да и "народ" вокруг Ленина своими пьяными рожами мало напоминает нормальных людей...




02. "Дудочка". Неприглядный полуразрушенный город с запущенными зданиями дореволюционной эпохи, вышедшая из берегов река. Посреди всего этого в лодке сидит человек и с отрешенным взглядом играет на дудочке. Сложно сказать, что именно имел в виду художник — может быть, это картина о послереволюционной разрухе, а может быть на ней изображен бывший узник ГУЛАГа, который не может найти себе места в жизни.




03. "Продавцы картофеля". Картина, изображающая быт в советской глубинке — на мешке картофеля сидит побитый жизнью и потерявший ногу дедушка, рядом стоит девочка — вероятнее всего, его внучка. Пронзительная картина.




04. "Драка пастухов". Те самые "колхозные будни", которых никогда не показывали в советских фильмах — там все колхозники изображены как красивые и подтянутые товарищи, что постоянно работают, время от времени цитируют Ленина и постоянно думают о повышении надоев.




05. "Ночь в городе". Наверное, моя любимая работа Шульженко, которая очень точно показывает быт городских советских алкашей семидесятых-восьмидесятых годов. Поздний вечер, грязный снег, типовой советский микрорайон с магазином-"стекляшкой", возле магазина собралась подмагазинная пьянь и стреляет мелочь "на пузырь". На переднем плане изображено нечто бесполое, с той самой заветной бутылкой в руках. Картина настолько сильная, что кажется что она передаёт даже запах.




05. "Фавн". Картина названа в честь древнеримского божества — покровителя лесов, полей, стад и вообще дикой природы. В мифологии фавн изображался со звериной нижней половиной тела, и тут Василий Шульженко не отошел от канонов. В руках у советского фавна баян,  а рядышком сидят два товарища-"заместителя")




06. "Диоген". Ещё одно обращение к античной мифологии и истории — как известно, Диоген был древнегреческим философом и по преданию, жил в глиняной бочке. Советский диоген живет в каком-то ржавом секторе большой трубы на заброшенном пустые посреди трухлявого города. По лицу героя угадывается, что это образованный и некогда интеллигентный человек, ныне ставший "бичом", в СССР такие случаи были нередки — умные и интеллигентные люди спивались от безысходности и невозможности себя реализовать в советской системе.




07. "Завтрак на траве". Ну, тут собственно всё понятно и без слов.




08. "Катание на кентавре". Картина изображает "любовный треугольник" — жена обнимает и целует кентавра, тогда как на крупе того же кентавра едет её пьющий и ко всему безучастный муж.




09. "Гроссмейстер". В СССР у людей часто бывало множество бесполезных хобби, вроде игр в шашки, шахматы, домино и карты — в которых они часто достигали больших высот. Считалось, что некоторые из этих хобби (например, шахматы) помогают развивать мышление, но это были абсолютно бесполезные навыки в советской системе — они никак не помогали человеку улучшить своё материальное положение. Если в капиалистической системе вы могли что-то изобрести и в итоге стать миллионером, то в СССР у вас был "потолок зарплаты", выйти за который было невозможно.




10. "Сквер". Показана жизнь центральной части провинциального советского городка. В центре композиции установлен бюст Ленина, вокруг него одни какие-то алкаши. Да и сам Ленин на бюсте лицом сильно смахивает на спившееся местное население.




11. "Пивная". Как любят рассказывать поклонники СССР — "после работы советские люди собирались дружными компаниями и ходили посидеть в уютные кафе за кружечкой пива". Выглядели эти пивные вот так, как на картине Василия. Там было постоянно накурено, на полу валялись головы и хвосты сушеной рыбы, а пили пиво часто не из бокалов, а просто из поллитровых банок, принесённых с собой из дома. Ну что, уже хочется к ним в компанию?




12. "Дедушка, поедем домой!". Картина, изображающая быт, скорее всего, какой-то промзоны на окраине советского моногорода. Дедушку окружают страшные и фантасмагоричные персонажи, и внук-подросток с рюкзачком на плече упрашивает его поскорее уехать из этого места.




13. "Пастырь и стадо". Пожилой мужчина с кнутом и собакой у ног — видимо и есть пастырь. Что интересно, кроме как банды каких-то мутных личностей на заднем плане, никакого другого "стада" на картине нет.




14. "Упавший". Декорации всё те же — грязные окраины старого города, поперек реки лежит огромная и гротескная фигура человека — "пьяному море по колено".




15. "Ночь на вокзале". Очень страшная работа, на которой иностранец, не знакомый с советскими реалиями, мало что поймёт, а бывший советский гражданин вспомнит, что гостиниц в СССР толком не было, устроиться туда можно было часто только по блату, и путешествующим людям часто приходилось ночевать прямо на вокзале или поблизости. При этом компания на холсте не вызывает сочувствия — это какие-то мутные личности, явно горланящие непристойные песни, а справа к ним пристроилась какая-то призрачная фигура в шляпе и с пустыми глазами — возможно, милицейский "осведомитель", подслушивающий разговоры на вокзалах.




16. "Пастух". На картине изображена сельская советская жизнь с главным героем-пастухом — морщинистым беззубым человеком в ватнике. Любители СССР пытаются нас убедить, что вот так должно выглядеть счасте:




17. "Мойка". Полузаброшенные исторические кварталы Петербурга, во многих квартирах которого сделали коммуналки. Отношение советской власти к историческому наследию, а также отношение людей к тому пространству, в котором они живут — хорошо видно на картине.




18. "Картошечка". Несмотря на то, что фанаты СССР рассказывают о 200 сортах колбасы, что можно было купить за две копейки в любом магазине, стандартный советский ужин часто выглядел вот так — три картошечки в эмалированной миске. Во взгляде героя картины прямо читается — "и это всё, что я заработал за жизнь". Очень сильная работа.




19. "Ряженые". Советский вариант колядующих.




20. "Спящие". Хорошая картина и не менее хорошее название — то ли художник называет "спящими" только тех, кто в кадре, то ли имеет в виду всех, кто спит и не видит, что происходит вокруг.





21. "Сортир". И на закуску — наверное самая известная работа Василия под названием "сортир". Вопрос, почему в СССР на вокзалах и других местах общественного пользования не было нормальных туалетов, а были вот такие "сортиры" — я оставляю для вас.




В интернете работы Василия Шульженко неизменно вызывают ожесточенные дискуссии. Одни называют художника "пророком" и "истинным лицом соцреализма", другие же ругают его и обзывают "русофбом", "совкофобом" и "клеветником на великую страну".

А что вы думаете про картины Василия? Его герои и ситуации похожи на реальный СССР, или же это всё выдумка?

Напишите в комментариях, интересно.

maxim_nm

Источник ➝

Вирус незаметно, но неуклонно вторгается в нашу повседневность.

Картинки по запросу "коронавирус в россии"

vrndtp/vk.com

Эбола и атипичная пневмония всегда были чем-то далеким, из газет, историей про других, из традиционно неблагополучных частей света. А коронавирус уже близко, задевает твоих друзей и знакомых. Пока небольно, но обидно: одна знакомая пришла к закрытым из-за карантина дверям Ля Скала, другой -- пролетел с только что отмененным Тель-Авивским марафоном. У третьего проблемы серьезнее: под угрозой поставки комплектующих из Китая, а равнозначной по цене и качеству замены нет нигде в мире. Да и мои планы на год неожиданно под вопросом: несколько гонок в Северной Италии, большая конференция в Казахстане, визит в Сингапур.

Вирус незаметно, но неуклонно вторгается в нашу повседневность, рвет ниточки глобальной связанности.

В России, как обычно, все по-своему: просвещенная публика смеется над всемирным хайпом и паникерами в масках, строит теории заговора врачей и биржевого сговора китайцев, спокойно следит за сводками с фронтов войны с вирусом. Хотя оснований для уверенности нет никаких: в отличие от безупречной биополитической машины Китая, у нас нет работающего государства, способного отреагировать быстро и эффективно, а есть планы по гражданской обороне из школьных методичек по НВП, противочумные костюмы времен наркома Семашко и доблестные сотрудники Росгвардии, готовые противопоставить вирусу плексигласовые щиты.

История с коронавирусом раскручивается медленно, но неумолимо, мы даже не можем просчитать его влияния на рынки, которые сегодня резко просели на новостях из Италии вместе с нефтью (интересно, что завтра скажут РТС и рубль), на цепи товарных поставок, на всю инфраструктуру глобального мира, эту невидимую глазу ризому, где все знают всех через шесть рукопожатий, которые вдруг стали токсичны. И как знать, может наша повестка к маю изменится до неузнаваемости, и будет уже не до "Сети" и "Медузы", не до поправок в Конституцию, и никто из мировах лидеров не приедет 9 мая, и по Красной площади будут маршировать полки в в противогазах, как на параде Осоавиахима 1930х.

Впрочем все это мрачные фантазии в духе "Глаз тьмы" Дина Кунца (где он из далекого 1981го предсказал пандемию вируса "Ухань-400" в 2020 году), и я следую рецептам неунывающих итальянцев, сидящих сейчас в карантине в Ломбардии: предохраняться от коронавируса бокалом красного (оставаясь преданным дегустатором таманских вин, пью вполне достойное "Авторское" от "Фанагории", купаж каберне с саперави за каких-то 515р, в Ашане) и читать "Декамерон". Или Пушкина: "восславим царствие чумы", приветствуем прилет черного лебедя, который, возможно, один и может разрулить все те тупики, в которых оказались Россия и мир к 2020 году.

Сергей Медведев

Зарплата в 10 тысяч - это чаще всего фикция для уклонения от налогов

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх