ХОЛЛИВИЗОР

37 106 подписчиков

Свежие комментарии

  • Пожалуйста, зарегистрируйся! donchenko
    Скотина неблагодарная! Если бы в России Закон не работал, ты уже получил бы давно и вполне заслуженный срок!Дмитрий Быков: Мы...
  • олег кубахов
    Собака больная.Дмитрий Быков: Мы...
  • Nikolay Stepanov
    Ну, и чего хотят такие болтуны, как ты? Повторения 90-х? А х.. тебе в сраку!Дмитрий Быков: Мы...

У него получилось! Побег из СССР в Швецию на колхозном самолете

У него получилось! Побег из СССР в Швецию на колхозном самолете

33 года назад, 27 мая 1987 года молодой, 24-летний парень Роман Свистунов угнал сельскохозяйственный самолет Ан-2Р и улетел на нем из советского рая в Швецию. Полет был непростым, но он справился. Об этом мало кто знает, несмотря на то, что в СССР наступило время перестройки и гласности.

Роман С. Свистунов в прошлом служил лейтенантом, но был уволен в запас, после чего пришёл в гражданскую авиацию, где работал пилотом сельскохозяйственных самолётов; за пару лет до угона уволился из "Аэрофлота", чтобы работать в колхозе.

Будучи уволен в запас, он посчитал, что впал в немилость, поэтому стал бояться советского режима. Влияние на него могла оказать и мать, которой не нравился советский строй. Поэтому примерно в 1984 году Роману пришла идея бежать за "железный занавес".

За пару недель до угона он приехал в Латвию к своему другу, который также работал пилотом. Свистунов, притворяясь механиком, сумел сдружиться и с работниками аэродрома.

В ночь с 26 на 27 мая Роман Свистунов вместе со своим другом - сторожем лётного поля колхоза «Друва» (Салдусский район) - распивал спиртные напитки. Когда сторож захмелел, Роман под предлогом, что хочет выполнить техобслуживание самолёта, пробрался на аэродром, где залез в пустующий сельскохозяйственный Ан-2Р борт 70501 и запустил двигатель.

Услышав шум, сторож выбежал наружу и, достав ружьё, стал прицеливаться, но угонщик не прекратил своих действий, так как понимал, что сторож не станет стрелять в друга. В 05:10 борт 70501 поднялся в воздух и направился в сторону моря.

Это была не первая подобная попытка угона и чтобы предупредить дальнейшие попытки побега из страны, министерство гражданской авиации приняло решение о неполной заправке самолётов на авиационно-химических работах. Свистунов знал об этом и понимал, что на борту недостаточный запас топлива, но это его не остановило.

Полёт над Балтийским морем длился более двух часов, за которые "кукурузник" преодолел около 350 км. В районе острова Эстернгарнсхольм из-за истощения топлива двигатель борта 70501 стал работать с перебоями, а затем и вовсе остановился, поэтому пилот принял решение о посадке на воду.

Ранее шведские военные засекли на экране радиолокатора небольшой низколетящий самолёт, следующий к Швеции; на его перехват с аэродрома в Роннебю были отправлены два реактивных самолёта, но когда военная авиация прибыла в нужный район, Ан-2 уже приводнился на поверхность моря примерно в сотне метров от восточного берега шведского острова Готланд в районе поселения Остергарн и вскоре затонул на глубине 4,0 м.

Угонщик успел выбраться из кабины и оставшуюся дистанцию преодолел вплавь, после чего на берегу забрался в одно из строений, где похитил сухую одежду. Здесь его и задержал Ларс Флемстрём — пилот вертолёта, прибывший сюда после того, как рыбаки сообщили об аварии самолёта близ берега. На вертолёте Романа доставили в офис полиции в Висбю для допроса, где он попросил политического убежища.

Когда в СССР стало известно о побеге, 28 мая Роман Свистунов был обвинён в угоне самолёта, от Швеции потребовали вернуть угонщика и самолёт.
В это же время советская пропаганда стала очернять образ Свистунова, утверждая, что после ухода из авиации он жил на нетрудовые доходы, а также был связан с «чёрным рынком». Однако когда из Швеции поступил запрос о причине увольнения Романа из авиации, ответа на него не последовало.

Швеция не стала выдавать Романа Свистунова, но шведский суд приговорил его к двум годам лишения свободы условно; 4 сентября он получил вид на жительство.

Роман два года проработал в пиццерии-ресторане Söderports, после чего ещё год проработал в другой пиццерии, а в 1990 году он уехал с Готланда, чтобы работать в других странах шеф-поваром.
В 1992 году Свистунов вернулся в Швецию, но уже не один, а со своей семьёй из Николаева (жена и двое детей)

28 мая 2016 года, к 29-летию побега, в музее обороны Готланда была открыта выставка, посвящённая советской тематике, где одним из главных экспонатов стал борт 70501.

У него получилось! Побег из СССР в Швецию на колхозном самолете
Угнанный Ан-2Р борт СССР-70501 в музее обороны Готланда (Висбю, Готланд)

Одним из гостей на церемонии открытия неожиданно для всех стал сам Роман Свистунов, который, выйдя из толпы вперёд, обнял Стенстрёма — одного из тех, кто восстановил угнанный самолёт. Когда же бывшего угонщика спросили, задумывался ли он, когда летел на маленьком самолётике над морем, что это обернётся такой выставкой, Роман ответил: "Я ни о чём не думал. Я просто хотел выжить".
(По материалам из Википелии)

bor_odin

Источник ➝

Картина дня

))}
Loading...
наверх