Последние комментарии

  • Татьяна Клочихина17 сентября, 13:05
    вот такого типа как тэтчер..Александр Невзоров: "У нас будет женщина-президент."
  • олег попов17 сентября, 13:04
    Молодцы  наши  СМИ , душевные  люди  ,  раз  уж пообещали похоронить, то  сделают  обязательно,  будут поддерживать х...Анастасию Заворотнюк похоронят в Анкудиново - рядом с братом и отцом
  • Vlad Novikov17 сентября, 13:03
    Люди ,что вы творите ? она ещё живая а вы о похоронах, совсем ....чокнулись!Анастасию Заворотнюк похоронят в Анкудиново - рядом с братом и отцом

Почему РПЦ не прокляла Гайдая?

Символ новой России

На выходных в очередной раз показывали по ТВ «Бриллиантовую руку» - комедию старика Гайдая, засмотренную советским народом до дыр. Естественно, я тоже видел фильм раз 10, однако последний раз – довольно давно. Что и позволило взглянуть на фильм свежим взглядом, найдя там несколько ранее незамеченных пикантных деталей…

Для начала – по мелочам. Впервые удивился, что герой Никулина, незабвенный Семен Семеныч Горбунков, отправился в такой пафосный круиз без жены и детей. Странно, что такой тихий подкаблучник вообще мог решиться на такое! Понятно, что для сюжета он должен был быть на пароходе один; но «по правде», как мне кажется, никулинский Горбунков один бы просто не поехал…

Позабавил основной сюжетный мотив: фильм снят в 1969 г., герои переправляют в СССР из Стамбула «золото-бриллианты». Сразу вспомнились собственные поездки в Турцию в 90-х – то, как большинство приехавших вместе со мной из России туристов с вытаращенными глазами носились по турецким «ювелиркам», скупая это самое золото чуть не килограммами!

В фильме показано, как контрабандист Томина заворачивают в гипс массивные цепочки, фасона прямо таки «аккурат для нового русского». Так и хотелось крикнуть – «Во-во! Такие как раз в 90-е особенно хорошо брали!» Дорвались, называется… «Четверть века спустя»! При этом турецкого контрабандиста изображает Каневский, который для каждого советского человека – главный советский «опер» майор Томин из сериала «Следствие ведут знатоки». Тоже забавная коллизия.

Во время просмотра наивно спросил жену: «Слушай, а почему вообще они (в смысле – советские) так не хотят, чтобы в страну ввезли золото? Это ж как приходится корячиться, чтоб протащить! Гипс какой-то… Ведь ввозят же – не вывозят! Пополняют золото-валютные резервы!» Подумав, жена ответила важно: «А это чтоб люди не привыкали к красивой жизни». Умно. Я посмотрел на жену с еще большим уважением!

Но больше всего меня в этот раз поразил Геша – то есть тот придурок, которого с таким блеском изображает Андрей Миронов. Никогда не обращал внимания, а тут, наконец, заметил: оказывается, по замыслу авторов фильма, одно из ярких проявлений придурковатости Геши – в том, что он ВЕРУЮЩИЙ! В сцене пробуждения Геши после прибытия из круиза это отчетливо показано: весь дом в иконах!


Два монстра советского кино

Заодно получает объяснение и знаменитая сцена «хождения по воде с крестным знаменем» - когда герой Миронова идет «яко посуху» вслед за мальчиком по какому-то лиману, над головой у него, вместо крестного стяга – мокрые трусы на палке, и при этом за кадром вовсю звучит запись подлинной церковной службы. К этой мысли нас подводили! Мол, только такой придурок и никчемный человек, развесивший у себя в квартире иконы, мог так облажаться!

В связи с этим удивительно, как же до сих пор РПЦ не обратила своего внимания на «Бриллиантовую руку», вслед за Мадонной и прочими христопродавцами. Гоняют иностранцев, «Последнее искушение Христа» выжили с телеэкранов – а прям под носом не замечают, что чуть не раз в 3 месяца тот или иной канал ТВ кажет всей стране не то что самую разнузданную антирелигиозную пропаганду, но и, страшно сказать, прямое кощунство! Попробовал бы нынче кто-нибудь показать – с каких угодно позиций! – пародийный крестный ход под натуральную запись службы с мокрыми трусами уголовника над головой. Да в зиндан посадят!

А Гайдаю ничего – можно…


Режиссер Аркадий Гайдай.

Впервые «разглядел» по-новому образ Геши (Миронов): ба! Да ведь это же Шурик! Образ-то всё тот же: обаятельный простак, у которого всё валится из рук, потому что они «пришиты не к тому месту». «Операция Ы» вышла в 1965, «Кавказская пленница» в 1967, «Рука» - в 1969-м. Очевидно, Шурик к тому времени Гайдаю надоел, и он сделал «анти-Шурика». То есть Гешу. Такой же рохля, раздолбай, такой же обаятельный… Но «плохой». Интересно получается, если смотреть «в комплексе»!

Опять же, в связи с предыдущим нашим наблюдением. Шурик-то – абсолютно нерелигиозен! Получается: Шурик ударился в религию – и стал «плохим» антисоветским человеком Мироновым.

Ну и конечно, финальные трюки – с «костяной ногой», подъемом машины вертолетом и прочими «дух захватывающими» трюками. Смотреть на это сейчас, право слово, неловко… Потому что ПЕРЕДРАЛИ. Вообще всё – передрали! Один в один практически!


Над простором Родины чудесной

Но сам убедиться в самом факте передирания мы смогли только после конца Советской власти. Не будь краха СССР – мы б до сих пор были уверены, что трюк с «зацепом» автомобиля вертолетом придумал сам Гайдай… Истина открылась, когда нам – по НТВ – показали, наконец, «Всего Джеймса Бонда». К сожалению, сейчас забыл, какая именно из серий про «агента 007»... Но точно помню свое удивление во время показа: ведь ВСЁ было знакомо по «Бриллиантовой руке»! Такая же машина, такой же вертолет, магнит… Там вообще вся сцена погони чуть ли не воспроизведена!

Конечно, можно сказать, что Гайдай таким образом «пародировал» «пресловутого Джеймса Бонда». Но, во-первых, Бонд сам по себе – пародия; и во-вторых – в Союзе-то весь «сериал» был под строжайшим запретом, его никто не знал, кроме особо приближенных лиц «с допуском»! Передрали, передрали… Долго не мог вспомнить, откуда. А вот отсюда. "Живешь только дважды" вышел на экраны за год до "Руки".



Ну и последнее мое наблюдение – давнее, которое просто в очередной раз подтвердилось; оно – по поводу героя Папанова, знаменитого «Лёлика». Это, конечно, что-то мое личное; собственно, из-за «Лёлика» я этот фильм с детства не очень-то люблю. Мне всегда казалось, что «Лёлик» Папанова – персонаж какой-то… ну совсем не комедийный. Папанов уж слишком «тяжел», слишком органичен: его «Лёлик» - настолько откровенно ВЕСЬ пропитан злобой, настолько УГОЛОВНИК, что, честно говоря, когда он на экране, делается как-то не по себе… Не до смеха, короче. (Кстати, по-моему, та же беда с Папановым и в экранизации "Двенадцати стульев"; его Киса Воробьянинов просто рвет всю ткань фильма, привнося в Ильфа-Петрова какую-то совершенно дикую "достоевщину", явно там лишнюю...). 

Но это, допускаю, просто какая-то аберрация моего личного восприятия.

UPD. Люди говорят, что сцену с "крестным ходом" вырезали уже. Я, видимо, смотрел какую-то еще советскую копию, старую. Так что попы бдят, религиозная цензура на марше.

sapojnik

Источник ➝
'

Популярное

))}
Loading...
наверх