Последние комментарии

  • Виктория Иванова
    Вы следующий на очереди!Глава таджикской диаспоры на Урале: «Убийца молодой женщины опозорил нацию»
  • Armer ГадоF
    Это не генное, а эффективно менеджментное.О наполеоновских планах России
  • Юрий Мор.
    Кстати, а с какого перепуга автор привязывает стоимость разработки носителя и окупаемость лунной базы? Носитель делае...О наполеоновских планах России

О пяти неочевидных фактах из популярной советской рекламы

Sber-Velo

Парадокс, но факт. Несмотря на хронический товарный дефицит, в #СССР существовала и даже процветала реклама товаров и услуг. 

На первый взгляд, кажется очень странным – зачем призывать людей покупать то, чего днём с огнём не сыскать в обычных магазинах? Но в этом был глубокий социальный и некоторый экономический смысл.

Хотя сейчас его поймут не многие…

Так о чём нам может рассказать обычная советская #реклама, как на заглавной картинке?

Сейчас, конечно, призыв копить на велосипед кажется очень странным. Двухколёсного друга может без проблем позволить себе даже человек умеренного достатка. Ведь #цены на байки в магазинах начинаются от 5-6 тыс. руб. (а детские – ещё дешевле), что составляет 12-15%средней месячной зарплаты. Но в СССР всё было не так.

Факт первый. На картинке изображён велосипед «Прогресс» В-110 разработки Харьковского велозавода. 

V_110_1953_01

По сути, это первый массовый продукт такого вида: благодаря унификации он выпускался сразу на нескольких предприятиях в разных городах страны. Объёмы его производства доходили до полумиллиона изделий в год. Тем не менее, в конце 1950-х гг., когда этот рекламный плакат увидел свет, отпускная цена данной модели составляла 526 руб. А средняя месячная зарплата промышленного рабочего – 786 руб. до налогов. То есть, действительно, необходимо было копить.

Факт второй. Сама по себе активная реклама накопления преследовала две социально-экономические цели. Во-первых, таким способом как бы маскировался товарный дефицит: необеспеченные товарной массой #деньги связывались на сберкнижках, что не создавало дискомфорта их обладателям. Во-вторых, аккумулируемые в Гострудсберкассах денежные ресурсы в дальнейшем служили источником финансирования государственных планов, ударных строек и прочих достижений народного хозяйства.

Кстати, факт третий, к сбережениям населения советская власть относилась, скажем так, без особого трепета. Например, в 1961 году прошла очередная денежная реформа, в результате которой вклады в сберкассах частично обесценились, поскольку никакого обещанного пропорционального изменения отпускных цен в реальности не произошло. Впрочем, это всё равно было чуть лучше, чем условия денежной реформы 1947 года, когда #сбережения в безналичной форме были частично конфискованы государством. 

В общем, народ надо было заманивать в сберкассы. Что советская реклама и старалась делать, выполняя госзаказ.

Факт четвёртый. Как ни крути, цена многих товаров долговременного пользования в СССР была завышена относительно доходов населения. И это также было одним из способов мобилизации сбережений для финансирования задач государства. Которое, заметим, само устанавливало и регулировало (чаще всего – повышало) оптовые и розничные #цены на широкую номенклатуру потребительских товаров. Интересная схема, да?

И связанный с нею факт пятый. ХВЗ, как и большинство формально гражданских предприятий был включён во всевозможные мобилизационные планы на случай войны. Кроме того, он выпускал и продукцию оборонного назначения. То есть, завышенные цены на потребтовары служили вдобавок источником финансирования военных расходов Советского Союза. И в целом это была довольно стройная система социалистической эксплуатации трудящихся, которые, впрочем, были этим обычно довольны. В том числе, благодаря пропаганде и такой вот рекламе, о чём она, конечно же, умалчивала.

А вы хотели бы возврата к такой счастливой советской жизни?

a_nalgin

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх