ХОЛЛИВИЗОР

37 029 подписчиков

Свежие комментарии

  • иван шевченко20 января, 5:08
    Автор (Андрюша Шипилов), конечно, муд@к, понятия не имеющий о том, что такое "фашистское государство". Тут двух мнени...Всем "радетелям м...
  • SergeiIv20 января, 5:05
    А это не так плохо при разумных пределах.Когда убьют – тог...
  • Сергей Поплевин20 января, 5:05
    А что касается двух тысяч человек во Внуково и двух сотен в Химках - так это просто реальный рейтинг недопрезика...На фоне Ягоды

Не время для безработицы

Сотрудники коммунальной службы проводят санитарную обработку парадной в Санкт-Петербурге

Проблема трудовых мигрантов исторически является одной из самых острых в России – и еще с советских времен. Слово «лимита», если кто помнит, оно именно про это, особенно в сфере строительства. В постсоветское время проблема усугубилась, а одним из ее проявлений стала концентрация иностранных граждан в ряде отраслей, куда устроиться гражданам России было трудно даже при желании – впрочем, желания особо не было – учитывая как зарплаты, так и специфическое отношение к кадрам.

Пандемия и соответствующие ограничения на миграцию заставили обратить внимание на проблему с другой стороны: в ситуации, где сама судьба, казалось бы, диктует пересмотр конфигурации рынка и найм сограждан на места, ранее занятый мигрантами, происходит этот процесс с чрезвычайным скрипом. На проблему обратили внимание и наверху, в частности, полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, заговоривший о необходимости введения акциза на найм иностранной рабочей силы на проектах в регионе, о чем мы уже писали в канале. Мотивация – необходимость приоритетного предоставления работы гражданам России, что особенно важно в условиях оттока населения с Дальнего Востока. Акциз, по этому замыслу, поднимет стоимость иностранной рабочей силы для нанимателей, повысив привлекательность найма россиян.



К проблеме подошел, с другой стороны, и вице-премьер Марат Хуснуллин, отметивший, что нехватка мигрантов поднимет стоимость строительства. «У нас зарплата подорожала из-за отсутствия мигрантов в два раза, значит, стоимость строительства подорожает в среднем на 5-7%», – сказал он. Пытается решить эту проблему, в частности, Минстрой, предлагающий ввести правила упрощенного въезда мигрантов для работы в строительстве.

Действительно рабочее решение видится лежащим посередине. Акциз, действительно способный задрать стоимость найма иностранной рабсилы, не решит проблему сам по себе – он должен сопровождаться мерами, повышающими привлекательность работы в «мигрантоемких» отраслях для граждан России. В частности, мерами, стимулирующими внутреннюю миграцию – в Москве нанимают мигрантов на зарплаты, которые были бы вполне интересны жителям окрестных областей, если бы руководство регионов дало себе труд скоординировать свои усилия в данных вопросах. Отдельно можно и о навязшей в зубах проблеме профподготовки / переподготовки поговорить, и, разумеется, о борьбе с коррупционной составляющей найма мигрантов.

Повышение привлекательности рынка «мигрантских» профессий для россиян – дело небыстрое, хотя наладить внутренний перетокресурсов было бы во всяком случае не сложнее, чем упростить правила ввоза рабочей силы из-за рубежа. В этих условиях, наверное, продолжение завоза мигрантов оправдано, хотя вопрос, не стоит ли в складывающей ситуации более пристально рассматривать в роли источников рабочей силы Украину и Белоруссию, нежели среднеазиатские республики. Но вот без чего не обойтись точно – так это без серьезного изменения доли зарплат в ВВП страны. Стоит (и возможно ли) поднять ее до 60 процентов или нет, о чем периодически мечтают в правительстве, вопрос отдельный. Но расти ей нужно определенно – и рубеж в 50 процентов не выглядит недостижимым, равно как и изменение соотношения оплаты труда между наиболее высоко— и низкооплачиваемыми профессиями. Достаточно типовая в России ситуация, когда на предприятии в несколько сотен работающих половину фонда оплаты труда забирает 3-5 человек руководства, приемлемой считаться уже не может.

Telegram-канал «Мейстер»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх